28 октября у Будённовска — день рожденья | Будённовск.орг

28 октября у Будённовска — день рожденья

Дата: 28.10.2016 | Время: 23:13
Рубрики: Новости, Статьи | Комментировать

Лысенко Валерий Петрович, 1984 год

Лысенко Валерий Петрович, 1984 год

Budennovsk.org Сегодня исполняется 217 лет с того времени, когда первые армянские семьи в соответствии с Жалованной Грамотой дербентским и маскурским армянам, подписанной российским императором Павлом I от 28 октября 1799 года, обосновались на берегу реки Кумы, у места впадения в нее речки Томузловки, основав город, получивший название Святой Крест, или по-армянски Сурб Хач – имя, одинаково дорогое для единоверных русского и армянского народов. Святое название города закрепилось за ним навечно, несмотря на то, что в прошлом столетии он испытал на себе топонимические эксперименты, получая название то Прикумск, то Буденновск, то вновь Прикумск, и обратно – Буденновск.

В ознаменование очередного дня рождения нашего города Святокрестовское информационное агентство Budennovsk.org решило опубликовать статью старшего научного сотрудника Муниципального учреждения культуры «Краеведческий музей села Прасковея» Георгия Геннадьевича Карибова

ГЕРБ ГОРОДА БУДЁННОВСКА И ЕГО АВТОР ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ ЛЫСЕНКО

Город в Ставропольском крае, который в наши дни называется Будённовск, был основан в 1799 году как город Святого Креста. Это произошло во исполнение воли российского императора Павла, которую он сформулировал 15 апреля 1799 года в Указе Сенату об отводе земли переселившимся из Дербента армянам и предоставлении привилегий армянам Северного Кавказа [1] и 28 октября 1799 года в Жалованной грамоте армянам – выходцам из Дербента и Маскура [2].

Согласно Указу, «Вышедшим в последнюю Персидскую войну из Дербента армянам…, тем из них, кои по способности к ремеслам и торговле пожелают водвориться в городе, дозволить основать оный на месте, где были Старые Можары, и наименовать городом Св. Креста…».

Причины, по которым Павел дозволил назвать город именем Святого Креста, в настоящее время ещё не изучены. Однако, можно сделать вывод о том, что оно было изначально выдвинуто теми группами армян, которые ходатайствовали о поселении в российских пределах. Об этом косвенно свидетельствует и сам Павел.

Так, исходя из грамматической конструкции текста Указа [1], в котором, как считается, впервые зафиксировано имя будущего города Российской империи [3], а именно: «дозволить основать… и наименовать». То есть Павел «дозволил», а не «повелел». Таким образом,  возникает логичное предположение, что эти строки представляют собой форму реакции на последовавшую ранее просьбу, соответственно «дозволить основать и наименовать». Разница между формулами «повелеваем основать и наименовать» и «дозволяем основать и наименовать» вполне очевидна. Это свидетельствует в пользу обратившихся к Российской короне групп армян, как инициаторов основания и наименования города.

В третьем пункте Жалованной грамоты [2] наше предположение о том, что Павел удовлетворяет просьбу армян, полностью находит своё подтверждение: «ТРЕТЬЕ. Тем из них, кои по способности к ремеслам и торговле пожелают водвориться в городе, Всемилостливейше дозволяем основать оный на месте Старого Можара и наименовать городом Святого Креста».

Таким образом, прослеживается источник, предложивший назвать будущий город именем Святого Креста. Это группа ходатайствовавших об основании города армян. Причины, по которым основателями было выбрано такое имя, продолжают оставаться предметом дискуссий и спекуляций [4].

Имел ли город Святого Креста свой герб, как ряд других городов Российской империи? Казалось бы, ответить на этот вопрос достаточно легко – в официальных источниках нет сведений на этот счёт. Но, в то же время нельзя исключать, что с обретением городом статуса уездного центра 29 декабря 1910 года [5], мысль о таком символе, как герб, вполне могла завладеть умами городского общества. Мы же не будем однозначно утверждать, что такого быть не могло. Во-первых,  этот период истории города крайне плохо изучен, а во-вторых, даже заштатный город, а уж тем более уездный по своему статусу вполне мог претендовать на свой герб [6]. Тем более, что пункт 20 первой главы Городового положения 1892 года предоставлял городу право «иметь печать с городским гербом» [7].

Изображение 1

Изображение 1. Ранние 80-е годы XX века. Запечатлён неофициальный герб (эмблема) Будённовска. Фото из личного архива жителя города Будённовска Сагиева Анатолия Артёмовича

Изображение 2

Изображение 2. Увеличенный фрагмент фотографии с изображением неофициального герба (эмблемы) Будённовска

Советский период истории города не отмечен таким символом, как герб. На фотографиях позднесоветской эпохи встречаются изображения, выполненные в приближенной к геральдической традиции манере, однако это не гербы. Нам известно одно такое изображение с надписью «Будённовск», использовавшееся как эмблема городских спортивных команд на соревнованиях в 70-е – 80-е годы XX века.

Считаем, что такие изображения и следует рассматривать или в качестве неофициальных эмблем, или даже как элементы художественного народного творчества. Однако, их появление свидетельствовало о том, что у жителей города появился осознанный запрос на визуализацию городского символа в виде герба.

И он появился. Уже в современной, постсоветской России. Первым гербом Будённовска стало изображение, утверждённое в 1998 году. Согласно «Положению о гербе города Будённовска Ставропольского края» [8], городской герб представлял собой геральдический щит с обрамлением. Главной фигурой герба являлся «крест прямой формы белого цвета, означавший первоначальное название города Святой Крест».

Описание герба, как и он сам,  были весьма далеки от геральдических правил и традиций. Как мы видим, он унаследовал наработки предыдущих «народных» вариантов – те же шестерёнки, волны, химическая колба, виноградная гроздь и т.д. К этому ещё добавлялись специфический казённый стиль изложения, то есть то, что называется «плохим русским языком» и отголоски недавней трагедии – нападения на город банды чеченских боевиков во главе с Басаевым в 1995 году: «крест… символизирующий духовные и охранительные функции… Крест делит щит на четыре поля золотого цвета, в которых изображены символы, отражающие главные природно-экономические и историко-культурные особенности Будённовска. В верхней части щита название города «Будённовск», которое входит в обрамление. Щит обрамлён тремя полосами с цветовой гаммой Российского флага – красный, синий, белый».

Отметим, что в качестве символов, отражающих особенности Будённовска, были включены: страницы книги (образование), колба (нефтехимия), шестерёнка (промышленность) и волны (естественные водоёмы) [9].

Внизу герба имелась надпись «1799» — год основания города, а в самом центре креста помещалась гроздь винограда из 10 ягод. Причём ягоды располагались таким образом, что отчётливо в самом центре герба образовывалось изображение шестиконечной звезды.

Просуществовал герб Будённовска образца 1998 года в своём официальном статусе только пять с половиной лет. Вот как писала газета «Ставропольская правда» о причинах, побудивших горожан и органы местного самоуправления пересмотреть обретённый недавно городской символ: «Однако некоторые недоработки в символике в глаза бросались. В самом деле, слово «герб» заимствовано из немецкого. Первоначально «ербе» означало «наследство». Читай – наследие. Но неужто лишь нефтехимия и машиностроение, виноградарство, образование являются нашим единственным наследием? Такие стандартные символы уместны для нового индустриально-аграрного городка, не имеющего заметного исторического прошлого.

Но Будённовску – свыше 200 лет. И не зря наш город является членом Союза исторических городов России. Это город с уникальной биографией, где пересекаются такие культурно-исторические параллели, что дух захватывает!» [9].

К этому мы добавим главную причину: дело в том, что герб Будённовска образца 1998 года совершенно не соответствовал правилам геральдики и в строгом геральдическом смысле гербом не являлся, хотя юридически был таковым.

Новый герб Будённовска был утвержден 28 ноября 2003 года решением городской Думы № 157 «О принятии Положения об официальных символах муниципального образования города Будённовска». Он был разработан Геральдической палатой при Конгрессе муниципальных образований РФ. На тот момент это был единственный правильный с геральдической точки зрения герб в Ставропольском крае, получивший соответствующее одобрение [9].

Вот как рассказывал об этом в интервью «Ставропольской правде» три года спустя после обретения Будённовском нового герба директор Ставропольского краеведческого музея имени Г. Прозрителева и Г. Праве, секретарь геральдического совета при губернаторе края Николай Охонько: «…с выходом закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к реализации которого Ставрополье приступило на год раньше других регионов, возникла правовая коллизия. По старому закону, муниципалитет мог использовать любой герб, по новому – только внесённый в государственный реестр. То есть выполненный по всем нормам и правилам геральдики. А у нас в крае из 50 с лишним используемых муниципальными образованиями гербов в реестр внесены лишь гербы городов Лермонтова и Будённовска, а также сёл Донского и Александровского. В скором времени еще 23 добавятся, поскольку прошли экспертизу в Геральдическом совете при президенте РФ. А как быть с остальными – непонятно» [10].

Изображение 3

Изображение 3. Герб города Будённовска образца 1998 года. Автор — художник, уроженец Будённовского района В. Я. Грибачёв

После ликвидации Будённовского городского округа путём объединения его с Будённовским муниципальным районом, герб города образца 2003 года был сохранён. Так, 25 июня 2010 года Думой города Будённовска было принято решение  № 84 «О гербе города Будённовска» [11]. Приложением к этому решению стало «Положение о гербе муниципального образования города Будённовска Ставропольского края».

Изображение 4. Герб города Будённовска

Изображение 4. Герб города Будённовска образца 2003 года

Герб города Будённовска. 2010 год

Изображение 5. Герб города Будённовска образца 2010 года (без чёрной окантовки)

Решением Думы города Будённовска от 21 декабря 2010 года № 50 в решение от 25 июня 2010 года № 84 внесены незначительные технические правки, не изменившие внешний вид и описание герба [12].

В пункте 2.1. «Положения о гербе муниципального образования города Будённовска Ставропольского края» даётся геральдическое описание герба города Будённовска: «В рассечённом лазорево-червлёном щите – серебряный лапчатый крест с золотым сиянием, исходящим из перекрестья в четырёх направлениях».

В 2012 году герб города Будённовска был внесён в Государственный геральдический регистр РФ под номером 7716.

Отметим, что изображение и цветовая гамма герба Будённовска легли в основу и городского флага, который разрабатывался одновременно с гербом [13].

Итак, город Будённовск обрёл свои визуальные символы, соответствующие русской геральдической традиции.

Но кто был тот человек, чей опыт и понимание поставленной задачи нашли свое блестящее воплощение? Кто разбирался в вопросах геральдики и, в то же время, хорошо знал историю своего города? Да, действительно, этот человек имел непосредственное отношение к Будённовску и, при этом, занимал ведущие позиции в русском геральдическом сообществе. Это Член международной федерации художников ЮНЕСКО Валерий Петрович Лысенко.

Он родился 27 февраля 1942 года в Хабаровске, в семье военных. Отец — терский казак, мама — святокрестовская армянка. После ареста в 1945 году отца, в последующем реабилитированного, маленький Валера жил, воспитывался и мужал в армянской семье родителей своей матери, в городе Будённовске [14, 15], где окончил школу и в 1961 году начал свой творческий путь в качестве мастера-художника в мастерской местного рекламно-производственного комбината. В 1960 году из грозненского музыкального училища ушёл в армию, после службы поступил в Ленинградское училище имени Мусоргского по классу гитары. В 1965 году переехал в Москву, где в 1965-1971 годах учился в Московском театрально-художественном училище [14, 15].

Особенно ярко проявил себя В.П. Лысенко в качестве театрального художника в Воркутинском государственном театре драмы, театре им. Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке и др., а также художником-постановщиком крупномасштабных театрализованных представлений. В течение многих лет он работал в ведущих концертных организациях страны: Росконцерт, Москонцерт, областные и республиканские филармонии, главным художником Большого концертного зала в Олимпийской деревне, главным художником Государственного концертного зала «Россия».

В.П. Лысенко – автор оригинальных творческих идей, его работы отличают не только неординарное создание художественного образа произведения, но и глубокие знания технологического процесса, материалов, изготовления деталей и оформления в целом, владения световой партитурой действа [15]. Творческий стиль художника В.П. Лысенко самобытен, неповторим, ярок и не только в целом, но и в деталях оформления, которые позволяют ему решать любые творческие задачи [15].

В числе несомненных творческих успехов Валерия Петровича Лысенко были: концертная программа «Гонки по вертикали» спортивно-технического клуба «Скифы» — 1993 г.; телевизионный марафон «Белый рояль» на Васильевском спуске в День города Москвы – 1996 г.; цикл исторических спектаклей в Коломенском, посвящённый 850-летию Москвы – 1997 г.; торжественный концерт в Большом Кремлёвском Дворце для ветеранов Великой Отечественной войны и Правительства России «Давно окончилась война» — 1997 г.; Большой хоровой Собор у Храма Христа Спасителя – 1997 г.; театрализованное представление на манежной площади к 200-летию А.С. Пушкина «Памятник нерукотворный» – 1999 г., новогодние представления на Театральной площади «Морозное гулянье» — 2001 г.; работы над личными и корпоративными гербами по заказу Русской геральдической коллегии [15].

В качестве художника-постановщика театрализованных представлений, концертных программ он неоднократно выезжал в гастрольные поездки за рубеж.

Художественный вкус, чувство изобразительного ряда, красочность оформления концертных программ, сценических образов, всегда приковывали внимание зрительного зала и оставляли в памяти несмываемые впечатления. Огромный творческий и художнический опыт, удивительная работоспособность, сделали его постановки подлинными произведениями искусства [15].

В последние годы жизни Валерий Петрович продолжал активно трудиться, с 1999 года он работал заведующим кафедрой Московского института рекламы, туризма и шоу-бизнеса, где читал лекции по сценографии и геральдике, а с 2002 года ещё и главным художником журнала Русской Геральдической Коллегии «Гербоведъ».

К сожалению, в ночь на 23 ноября 2008 года, на 67-м году жизни известный московский художник-геральдист Валерий Петрович Лысенко скончался от сердечного приступа.

Вот какой отзыв на это печальное событие оставил его друг, коллега и соратник Игорь Сметанников: «Валерий Петрович активно сотрудничал с журналом «Гербоведъ» и Русской Геральдической Коллегией, являлся Заслуженным членом Всероссийского геральдического общества. Его кисти принадлежат более 200 личных, корпоративных и иных гербов, а также множество наград, флагов, печатей, экслибрисов, эмблем, товарных и прочих геральдических знаков» [16].

Геральдические работы Валерия Петровича отличаются особым графическим стилем, удивительной техникой в исполнении [14].

И это большое счастье для Будённовска, что его одарённый от природы сын достиг таких вершин художественного мастерства. Творческий талант Валерия Петровича позволил ему сделать достойный подарок родному городу, создав для него герб.

Вот как сам автор описал своё творение в письме от 16 октября 2003 года [17]:

«Семиотическое описание герба г. Будённовска, Ставропольского края (Семиотика – наука о знаках).

Герб представляет собой классический русский щит в соотношении сторон 7х8, рассечён по вертикали на две равные части, покрытые червленью и лазурью.

Червлень символизирует право, силу, мужество, достоинство, величие, власть, преданность, справедливость, смелость и великодушие.

Лазурь – красота, мягкость, слава, честь, верность, искренность, чистота, добродетель.

Поверх всего – серебряный четырёхконечный крест «Трилистник» — концы креста образуют три полукруга «листья клевера» символ Троицы и выражают идею воскрешения Христа. Между концами креста – золотое сияние – символ славы.

Три цвета – это цвета государственного флага России.

Крест – это оружие против врагов, скипетр власти, царствия, венец красоты, твердыня веры, путеводитель слепых, свет для сидящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, пестун младенцам, попратель греха, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию…

Крест – глава страданий Христовых, венец свершившихся для нас чудес.

Серебро – символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.

Золото – символ солнечного света, богатства, великодушия, прочности, силы, интеллекта, высшей ценности…».

Будучи мастером своего дела, В. П. Лысенко разработал и свой личный герб, который 01 сентября 2000 года внесён в Гербовый Матрикул Русской геральдической коллегии за номером 556. Обратим внимание на важные для понимания рассматриваемой темы детали этого герба: «Фигурный щит скошен серебряной перевязью справа на червлень и лазурь. В верхней части золотой православный восьмиконечный крест… Щитодержатели стоят на изумрудном, украшенном золотом и червленью армянском орнаменте…».

Герб города Будённовска – безусловно, произведение искусства. А это предполагает наличие определённой загадки, возможно, что и не одной. Ведь первый уровень понимания, он даётся прямо, в нашем случае – прямым текстом автора в его Семиотическом описании герба [17]. Но ведь должны быть и другие слои.

В этой статье мы рискнём предложить понимание символики герба города Будённовска, что называется «на втором контуре». Итак, упомянув о трёх цветах герба, соответствующих российскому триколору (серебро – белый, лазурь – сине-голубой, червлень – красный), В.П. Лысенко, возможно сознательно, не заострил внимание на четвёртом цвете —  цвете солнца, который представлен сиянием золотых лучей, которые исходят от креста. Но ведь этот солнечный, золотой цвет, вкупе с тем же сине-голубым и красным дают нам другой триколор, уже армянский! Опять вспомним, как трактует автор червлень (красный) – там собраны мужские характеристики, в то время, как лазурь представляет собой женские черты. Памятуя о деталях личного герба художника можно дать ответ на одну из оставленных им загадок (наверняка их в гербе Будённовска больше). Червлень – это символ отца Валерия Петровича, — лазурь – символ его мамы. Герб сочетает цвета российского и армянского национальных флагов, то есть объединяет судьбы русского и армянского народов. Это и в общем, глобально, и в частности — на уровне отца и матери художника.

Таким образом, мы можем утверждать, что раскрыли одну из тайн художника, которую хранит герб Будённовска. А тайна эта состоит в том, что герб города одновременно является и символическим автопортретом самого Валерия Петровича Лысенко.

Библиографический список и примечания:

  1. Полное собрание Законов Российской Империи, т. XXV, № 18935, с. 619-620, Собрание актов, I, с. 197-198;
  2. Полное собрание Законов Российской Империи, т. XXV, № 19166, с. 832-835, Собрание актов, I, с. 213-218;
  3. Акопян В.З. Город Святой Крест. Между прошлым и настоящим. 1799-2009. Исторический очерк. Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2009 г., с.60
  4. Акопян В.З. «Кому не любо имя Святого Креста, или Назад, в Маджары», URL: http://budennovsk.org/?p=4160
  5. Полное собрание Законов Российской Империи, т. XXX, № 34578, с. 1313.
  6. Полное собрание Законов Российской Империи, т. XXII, № 16187, с. 361.
  7. Именной Высочайший указ, данный Сенату О введении в действие нового Городового Положения, Собр. Узак. 1892 г. Июля 11, ст. 728;
  8. Положение о гербе города Будённовска Ставропольского края, URL: http://web.archive.org/web/20040908104546/http://budgorod.narod.ru/Herald/herald.htm
  1. Марков В. От него сияние исходит…, газета «Ставропольская правда» от 14 января 2004 года, URL: http://www.stapravda.ru/projects/history/time/101.shtml
  2. Быкова Н. Мария Темрюковна выбрала орла…, газета «Ставропольская правда» от 19 мая 2006 года, URL: http://www.stapravda.ru/20060519/Mariya_Temryukovna_vybrala_orla_9891.html
  3. Решение Думы города Будённовска № 84 от 25 июня 2010 года, URL: http://budennovsk-sk.ru/city/duma/84-gerb.doc
  4. Решение Думы города Будённовска № 50 от 21 декабря 2010 года, URL: http://www.heraldicum.ru/russia/texts/2010_budenn1.doc
  5. Решение Думы города Будённовска № 83 от 25 июня 2010 года. URL: http://budennovsk-sk.ru/city/duma/83-flag.doc
  6. Абрамова Д., «Пароль: «Белый рояль», журнал «Гербоведъ», № 60 за 2002 год, с. 131-135.
  7. Служебная характеристика на Валерия Петровича Лысенко, журнал «Гербоведъ», № 60 за 2002 год, с. 135-136.
  8. Сайт Царицынского Генеалогического общества, URL: http://www.gen-volga.ru/news/200811.htm
  9. Письмо хранится в Думе города Будённовска.

Текст печатается по изданию «Армяне Поволжья и юга России: история и современность. Материалы II Всероссийской научной конференции  15 — 16 апреля 2016 года»., город Саратов, ISBN 978-3-9999-2608-1, с.61 — 68.

Комментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.